Литература имеет одну коварную особенность. Литературой правит вкусовщина. Это неприятно. Но самое неприятное, что научить литературному вкусу невозможно. Ученик, вторгаясь в литературные дебри, плохо понимает указатели её тропинок и широких дорог. Очень часто он слушает учителя не слыша его. Он читает книгу не понимая её сути. Он рассуждает о книге, даже не задумываясь, что книга была написана в определённое время, в определённых социальных условиях и для определённого читателя. Сразу возникает вопрос. Если книга написана не для нашего читателя: пятьдесят, сто, двести лет назад, — может ли эта книга понята нами без искажений её истинной сути? И да, и нет. И сразу ещё один коварный вопрос: когда — да, а когда — нет? С этого момента перейдём непосредственно к нашей теме: "Проблема выбора темы сочинения". Очевидно, что понимание учеником темы сочинения и определяет её выбор. Допустим, ученик выбрал тему: "Моё восприятие внутреннего мира Чичикова в поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души". Для многих эта тема считается понятной. О Чичикове написано много и сочинений и рефератов, и сам Н. В. Гоголль достаточно полно и разносторонне характеризует Чичикова в 1-ом томе "Мёртвые души". Кажется, для литературного сочинения ученику даётся обильная и полная информация. А теперь немного истории написания незаконченного трёхтомного произведения "Мёртвые души". По замыслу Н. В. Гоголя главный герой произведения должен пройти сложный путь от авантюриста до человека, ставшего на путь прозрения. В России зарождались новые экономические отношения. В противовес крепостному праву появился вольнонаёмный труд, экономически более эффективный. И Чичиков начинает сталкиваться с этими живыми примерами. К сожалению, 2-й том дошёл до нас всего в нескольких главах, причём, в черновом варианте. Скорее всего, именно этот том должен был стать своего рода художественным учебником экономического маркетинга для Чичикова и читателей середины XIX века. И мы ничего не знаем о замысленном 3-ем томе поэмы. Всё это остаётся тайной, которую не сможет раскрыть даже самое гениальное сочинение по литературе. И литературный образ Чичикова на сегодняшний день тоже остаётся для нас нераскрытым. Поэтому пример данной темы вряд ли будет удачным выбором для ученика старших классов. Резюмируя могу сказать: выбор темы сочинения должен определяться знаниями ученика. И эти знания должны быть подтверждены учителем по литературе. Вряд ли сам ученик сможет объективно оценить качество своих знаний.
Марк Новицкий
Просмотров: 817 |
Добавил: Vladimir
| Рейтинг: 0.0/0 |