Категории каталога

Сочинения 5-7 классы [8]
Сочинения 8-11 классы [16]

Форма входа





Вторник, 30.04.2024, 03:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Сочинения 5-7 кл. | Сочинения 8-11 кл. | Как писать | Архив Проза, Поэзия



Пример сочинения
~ Анализ, коментарии ~
Главная | Регистрация | Вход


ГЛАВНАЯ » РАЗДЕЛЫ КАТАЛОГА » Сочинения 8-11 классы

Пример сочинения ученика 10 кл.
   Сочинение взято из интернета на правах свободного скачивания.
    Анализ и комментарии выполнит Марк Новицкий.


   Сочинение на тему: "Роль ремарок в пьесе А. Н. Островского "Гроза"


   Народная трагедия Островского «Гроза» относится к драматическому жанру. Принадлежность к этому жанру определяет всю композицию произведения. В этой драме затрагиваются многие важные аспекты жизни мещанства и купечества в конце 50-х годов XIX века, и автор не может не выразить своего мнения, но для драматического жанра средства выражения авторской позиции не очень разнообразны: через ремарки, через определенного героя и через имена, композицию и т. д. По мере развития русской драматургии изменялась и роль ремарок. У Грибоедова это в основном описание действий, а у Чехова они несут и очень большую смысловую нагрузку.
   Пьесы Островского предназначались и для чтения, поэтому ремарки его хотя и состоят из довольно коротких вставок, но несут большой внутренний потенциал. Ремарки в «Грозе» описывают пейзаж, обстановку, героев и их поведение. Лексика, используемая в комментариях действий, придает им более определенное значение: «Кабанов бросается бежать», и не «бежит». Пейзаж описывается подробно только в нескольких случаях: действия I и IV с видом на Волгу и овраг (сц. 2, д. III). В этих сценах Катерина освобождается от человеческих законов и обычаев и отдается природным порывам. Можно дополнить вид на Волгу в «Грозе» (Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид) пейзажем из «Бесприданницы», действие которой тоже происходит «на высоком берегу Волги»: «Вид на Волгу, на большое пространство: леса, села и проч.». И мы видим, насколько жестокий, замкнутый мир Калинова отличается от внешнего, безудержно-огромного мира, мы понимаем, почему Катерина так мечтает вырваться из города и полететь над Волгой, над лугами («Вылетела бы в поле и летала с василька на василек по ветру, как бабочка»).
   Чувство иной свободы - раскованности, вседозволенности - вызывает в нас ночной пейзаж оврага («Овраг, покрытый сверху кустами; наверху забор сада Кабановых и калитка; сверху тропинка»). Этот овраг создает ощущение безвыходности, смягчаемое ночной тьмой.
   Отсутствуют ремарки, описывающие дом Кабановых. С одной стороны, это значит, что дом Кабановых такой же, как и многие другие, то есть подчеркивается типичность семьи. Но с другой - можно предположить, что комнаты пусты, а если дом символизирует души своих владельцев, то и души Кабанихи и Тихона пусты. Лишь немного описывается дом Кабановых в III действии, сцена 1: «Улица. Ворота дома Кабановых, перед воротами скамейка». Но это описание внешнее, без подтекста.
   В течение пьесы характеры героев не изменяются, а раскрываются, но прямых описаний персонажа (как, например, у Гоголя в «Ревизоре») нет. Главные герои - Катерина и Кабаниха - раскрываются на протяжении всей пьесы, а у некоторых персонажей характера вообще нет. Это Борис, которого, по мнению Добролюбова, следует отнести скорее к обстановке; и Тихон, о котором в списке действующих лиц сказано просто: «ее (Кабанихи) сын», действительно, предстает перед нами лишь как сын Кабанихи, а не личность. Об одежде ремарки очень общие: «Все лица, кроме Бориса одеты по-русски».  С помощью этого выделения Бориса Островский показывает, что сначала Борис отличался от жителей Калинова, но Калинов затягивает в себя и не отпускает, и даже одежда не защитила Бориса от всепроникающей обстановки города. Только один раз автор конкретно говорит об одежде: «Катерина тихо сходит по тропинке, покрытая большим белым платком, потупив глаза в землю». Эта ремарка в целом очень значительна и символична. Платок Катерины белый, поэтому хорошо виден даже ночью, т. е. Катерина надеялась, что кто-нибудь ее заметит и удержит от необдуманного шага, потому что сама она остановиться уже не могла. На символичном уровне Катерина спускается вниз, в темный овраг, чтобы совершить страшный грех - изменить мужу. Она как будто спускается в Ад, падает с высоты почти ангельского полета. Белый платок может быть птичьими крыльями, которые Катерина в бессилье сложила.
   Ремарки в пьесе «Гроза» служат для раскрытия авторской позиции и авторского мнения, для характеристики героев и описаню природы и являются одной из незаменимых частей пьесы.

***   ***  ***
   Анализ и комментарии

   Тема сочинения интересна с точки зрения того, как ученики воспринимают роль ремарок в пьесе.
   Мне не совсем понятна фраза в сочинении: "
Пьесы Островского предназначались и для чтения".  Дело в том, что любая пьеса пишется для постановки на сцене театра и автор пьесы пишет её с определённым адресом: для режиссёра театра или для конкретных актёров. Пьесы, как таковые, редко кто читает как художественную литературу. А сами ремарки определяются эпохой, временем написания пьесы. К примеру, современные пьесы могут иметь очень незначительные по объёму ремарки или вообще не иметь их. И часто автор современной пьесы даёт полную свободу режиссёру для своего, режиссёрского виденья декораций, костюмов, возраста героев и персонажей.
   Правильнее будет сказать, что ремарки Островского помогают нам, людям 21-го века полнее представить реальные картины жизни людей того времени, современников Островского. И вряд ли ремарка, -
«Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски», - поможет современному школьнику представить, как это, быть одетым по-русски. А это значит, что персонажи пьесы одеты в типичные русские одежды для тех времён, а Борис одет по-европейски, то есть, более модно.
   Некоторые моменты о ремарках автор данного сочинения оценивает абсолютно правильно. Действительно, для передачи настроения пьесы, её тревожности и драмматичности Островский кратко передаёт описание декораций. Кроме того, такие ремарки указывают место действия. Надо сказать, что во времена Островского не было абстрактных, символических декораций места действия. И художникам-декораторам всегда было много работы. Правильно подчёркнуто в сочинении, как Островский в ремарке описывает Катерину, в белом платке, спускающуюся в овраг. По сути, это режиссёрская указка для постановщика пьесы.
   В целом, сочинение заслуживает положительную оценку, но на высокую оценку не тянет.

   Марк Новицкий

Категория: Сочинения 8-11 классы | Добавил: Vladimir (13.05.2012)
Просмотров: 1414 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024