Сочинение взято из интернета на правах свободного скачивания Анализ и коментрии выполнит Рита Штерн
Сочинение на тему: Сергей Есенин
Истоки есенинского творчества, его тематика возникли из народной жизни,
жизни самой природы - деревенской жизни. А народ, как и природа, не терпит мертвой формы. И вера для него должна быть живая. Христианство
не составляло исключения. Без каких-либо атеистических мыслей мужики
рязанской и вологодской губерний называли Николая-Чудотворца
Миколой-заступником, а святую Евдокию Евдохой-мокрозадой (из-за дождей).
Тем самым у Есенина было в крови живое, природное начало русской деревни.
Его поэзия пронизана идеей объединения христианства и мифологии. Его
стихи оживляли казавшиеся мертвыми обряды, возвращая христианство к его
истокам. Возвращение христианства к породившим его истокам, то
есть централизация живой жизни (природы) с вековой культурой или
оживление культуры, возвращение ее к живым истокам, ее породившим, и
есть основная есенинская тема раннего периода.
Пахнет вербой и смолою. Синь то дремлет, то вздыхает, У лесного аналоя Воробей псалтирь читает.
(Здесь христианство как бы живет в природе.)
Пляшет ветер по равнинам Рыжий ласковый осленок.
(Оживление сил природы - основная идея язычества [мифологии].)
Кто-то в солнечной сермяге На осленке рыжем едет. Прядь волос нежней кудели, Но лицо его туманно. Никнут сосны, никнут ели И кричат ему: "Осанна!"
Основная идея есенинского творчества - идея цельного мира. Мира,
построенного на всемирной гармонии и переплетении вековых устоев
культуры (христианства, языческой Руси, природы вообще). Как раз из
слияния этих двух колоссальных основ и рождается философия есенинского
творчества, т. е. идея храма всемирной гармонии:
Не ветры осыпают пущи, Не листопад златит холмы, С голубизны незримой кущи Струятся звездные псалмы.
Земля и небо у Есенина переплетены. Идея слитности в истоках и всемирной гармонии - центральная есенинская тема.
Для поэта природа - храм. Храм живой, но неподвижный, неизменный,
неколебимый. Единственной подвижной деталью этого храма является
человек. Человек, ничем не связанный ни с одним из миров, не отягощенный
никаким материальным и каноническим, устоявшимся (мертвым) грузом.
Еду на баркасе, Тычусь в берега...
Эта цитата ясно показывает движение человека (автора) в неподвижном
мире: человек как бы проплывает между двух основ ("тычусь в берега"), не
связанный ни с одной из них и в то же время тесно с ними
соприкасающийся. Река здесь - символ жизни.
Заунывным карком В тишину болот Черная глухарка К всенощной зовет.
Поскольку есенинская философия возвращает все основные духовные понятия
к истокам (к природе), постольку в его поэтике их олицетворяют образы
самой природы. В цитированном стихотворении, например, смерть во время
плавания по реке времени олицетворяет "черная глухарка", зовущая в
небытие "тишину болот". Человек у Есенина - странник. Он идет по
жизни, переходя, из одного храма в другой, из земного в небесный,
соприкасаясь с обоими сразу.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник...
Каждый! В том числе и сам поэт, который как бы рожден только для
созерцания и приятия мира в его цельности. Отсюда такое удивительное
заявление Есенина: "Я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть".
Странник (а у Есенина в этой роли выступают и Николай-Чудотворец, и сам
Христос) в есенинской поэзии - человек всегда страдающий либо
готовящийся к страданию. Он открыт к постижению этого истокового
понятия. И в революции Есенин
видел прежде всего очищение новым, обновление, то есть возвращение к
истокам, отбрасывание всего того, что переродилось в мертвую форму.
"Люди должны научиться читать забытые ими знаки", "мы верим, что
чудесное исцеление родит теперь в деревне еще более просветленное
чувствование новой жизни", "звездная книга для творческих записей теперь
открыта снова" ("Ключи Марии"). Последние произведения поэта
выражают, однако, крах есенинской философии. Жизнь изменилась: пока
"странник ходил", она перевернула устои и уничтожила святыни есенинской
веры. Не оставила она в прежнем состоянии и самого странника. Хочет он того или нет, но жизнь распоряжается судьбой помимо воли поэта:
Смерть в потемках точит бритву. Вот уж плачет Магдалина. Помяни мою молитву, Тот, кто ходит по долинам.
Закинутые на самое дно мир и философия в есенинской поэзии рушатся
(например, в "Москве кабацкой"), не находя в неподвижности почвы. В
том и состоит трагедия Есенина, что поэт со своей идеей "объединения в
истоках ради всемирной гармонии" оказался на гребне "эпохи раскола".
*** *** ***
Анализ и комментарии
Я выделила красным цветом некоторые несуразности стиля сочинения.
Невольно навевается мысль, что если рязанские мужики называли святую Евдокию Евдохой-мокрозадой, то "Тем самым у Есенина было в крови живое, природное начало русской деревни". За
долгие годы своей учительской практики я читала много забавного и
несуразного. И сейчас я понимаю, что ученикам часто дают темы, которые
им не по силам. В сочинении излишне заумные мысли переплетаются с
наивным примитивом. И автор сочинения слишком смело высказывает мысль о
теме "странник" в поэзии Есенина. Неубедительно смотрится фраза: "Идея слитности в истоках и всемирной гармонии - центральная есенинская тема". Если говорить о центральных есенинских темах, то самой центральной темой на пике зрелости жизни будет тема "Чёрный человек".
К сожалению, современные школьники плохо знаю биографии и
управленческую суть эпохи, в которой жил тот или иной поэт. И уж тем
более не знают особенностей личности того или иного поэта. Мы можем
прочитать и по-своему понять произведения писателя или поэта, но никогда
не узнаем и не поймём суть его личности. Для данного сочинения
справдливо говорить лишь о мотивах в творчесте поэта Есенина. И если, к
примеру, поэт пишет: "Не жалею, не зову, не плачу..." — то мне
кажется, что это неправда. Скорее всего поэт и жалеет, и зовёт, и
плачет.
Данная тема осталась нераскрытой. Для меня многое о Сергее Есенине осталось за рамками сочинения. Рита Штерн, май 2012.